Протоиерей Вадим Дегтярев
Протоиерей Вадим Дегтярев

В настоящее время, когда у россиян вдруг появилось столько праздничных дней, многие из тех, кто в последнее время пришел к Богу и начал «ходить» в храм начинают задавать, как им кажется, неудобный вопрос: НУ ПОЧЕМУ ЖЕ православные празднуют Рождество Христово 7 января, а католики 25 декабря? Почему мы такие отсталые и ни как не перейдем на «прогрессивные» рельсы Запада, и вынуждены во время поста встречать Новый год, а не праздновать, как католики, вначале Рождество?

Ответ на это вопрос достаточно любопытен, если его рассматривать исходя из научных, астрономических сведений и исторических аспектов развития Церкви.

Сегодня Русская Православная Церковь в своей богослужебной жизни живет и пользуется Юлианским календарным, так называемым «старым» стилем, который был введен еще Юлием Цезарем в 46 году до н.э. по предложению александрийского астронома Созигена.

Западные же церкви, в том числе и многие православные, пользуются «новым» Григорианским календарным летоисчислением, которое появилось по указу римского папы Григория XIII в 1582 году. Это и является причиной расхождения дат: 25 декабря по «старому стилю» как раз и приходится на 7 января по «новому стилю».

Вызывает интерес то, что введение нового календаря было связано отнюдь не с новыми открытиями в науке и более точными астрономическими данными, а чисто с практическими целями.

Известно, что длительность обращения Земли вокруг Солнца с точностью до секунд была вычислена греческим астрономом Гиппархом еще в 135 году до н.э. При этом длительность года может быть замерена относительно разных небесных тел. Длительность года, измеренная от равноденствия до равноденствия в момент когда Солнце в зените, называется тропическим годом составляет 365,2422 суток и отличается от длительности года, измеренной относительно неподвижных звезд (Сидерический или звездный год равен 365,25637 суток). Если на какую-нибудь далекую звезду направить длинную трубу и закрепить ее в таком положении, то ровно через год эта же звезда будет видна в трубу. Это и будет звездный год — он не равен году, замеренному по Солнцу из-за того, что Солнце само движется относительно звезд и ось вращения Земли постоянно отклоняется (явление прецессии). Такие измерения под силу любому школьнику и при определенной сообразительности можно вычислить и сами величины с весьма большой точностью.

Но точность не главное в календарной системе. Проблема состоит в том, чтобы максимально точно и просто исчислять астрономические периоды целыми днями. Календарный год должен состоять из целого количества дней. А ошибка, накапливающаяся от округления должна компенсироваться за возможно меньшее время. (Достаточно сложно представить себе, что год будет состоять не из целого количества суток. Тогда новый год наступал бы то в полночь, то в 5 часов 49 мин, то в 11 часов 38 минут и так далее. Это будет очень точно, но очень неудобно.

Юлианский год составляет 365,25 суток и является средней величиной между звездным и тропическим значениями длительности года. Это ближе к наиболее точному звездном году. Ошибка от округления устраняется за 4 года введением на 3 простых года по 365 дней одного високосного, содержащего на 1 день больше, то есть 366.

Юлианский календарь с его практической точностью и простотой удовлетворял всем запросам. Он же вместе с Метоновским циклом (лунный календарь) лег в основу христианской пасхалии без каких либо изменений, оставаясь при этом общепринятым гражданским календарем.

В отличие от старого, новый (Григорианский) стиль был введен в обращение по чисто церковной мотивации для удобства вычисления праздника Пасхи. Папа Григорий поставил целью «закрепить навечно» весеннее равноденствие на дате 21 марта. В этот день равноденствие было в 325 году, во время Первого Вселенского собора. Следует заметить ,что в юлианском календаре равноденствие перемещается по числам. Само по себе 21 марта не является каким-то особым днем. Остается только догадываться, почему оно так полюбилось папе Григорию. Чтобы закрепить день равноденствия в григорианской реформе в угоду желанию папы, пришлось изменить основным принципам построения календаря. Вместо 4-летнего юлианского цикла в мировую хронологию был введен период огромной продолжительности – 400 лет, за который устраняются ошибки вычислений, введено понятие високосных и простых столетий. Таким образом, средняя длительность столетия составила дробное число суток. Для достижения поставленной цели приходится каждые 128 лет исключать 1 день, т.е. теряется непрерывный счет дней, а сумма «выброшенных» дней от 325 года до нынешнего времени составила число тринадцать. Настолько же и отличается старый стиль от нового. Чтобы вычислить количество дней, прошедших с какой-либо даты в прошлом, надо помнить о тех 10 днях, которые своим решением исключил из календаря сам папа Григорий в 1582 году, и знать даты последующих коррекций.

С точки зрения практического использования для научных расчетов, например, в астрономии, григорианский календарь неприменим еще и из-за недопустимой неточности относительно звездного года. Поэтому против григорианской реформы выступили ведущие астрономы того времени, в том числе и Николай Коперник. А известный французский энциклопедист и хронолог Жозеф Скалигер (1540—1609) уже в 1583 году, через год после реформы, ввел в научный обиход так называемый «Юлианский цикл». Это был все тот же юлианский календарь, только начинающийся с условной даты 1 января 4713 года до н.э. Он и позволяет обеспечить непрерывный счет дней в мировой хронологии. Именно поэтому исчисление юлианскими днями лежит в основе всех хронологических и астрономических расчетов, направленных как в прошлое, так и в будущее. Солнечные и лунные затмения, максимумы и минимумы переменных звезд, и многие другие астрономические явления можно выразить определенным положительным числом солнечных суток только при счете юлианскими днями. И по сегодняшний день астрономы всего мира пользуются «старым стилем». Новый стиль не имеет ни научной точности, ни практического удобства, которыми был ценен старый стиль. Можно говорить о том, что новый стиль устарел. С 1923 года при Лиге Нации (теперь при ООН) действует комиссия по реформе календаря, которая собирает предложения по исправлению нынешней календарной системы. Основным вариантом реформы остается возвращение к юлианскому летоисчислению.

Вот такие размышления рождаются при рассуждении о том, почему православные празднуют Рождество Христово 7 января, а католики 25 декабря.

Русская Православная Церковь никак не канонизирует календарь. Церковь нейтральна по отношению к науке. Она призвана утверждать в жизни человека только нравственные правила.

А праздник Рождества Христова наполняет наши сердца радостью о родившемся Спасителе. И спор о цифрах и датах – условность субботы, которая, как известно для человека, а не наоборот. И мы еще попостимся, чтобы быть верными своей национальной традиции, своему календарю, своей Церкви.

Автор: Протоиерей Вадим Дегтярев

Редактор: Иерей Александр Топчий

(70)

Комментарии (1)

  1. Татьяна говорит:

    Благодарю вас за такой подробный ответ, было очень интересно почитать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели