иерей Александр Топчий

Проповедь на Литургии в Неделю 3-ю по Пасхе, свв. жен-мироносиц читает иерей Александр Топчий.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Чтение Священного Писание 3-й Недели по Пасхе возвращает нас ко времени Страстной седмицы, Страстной Пятницы, когда мы читаем тоже Евангелие, которое читали и сегодня, Евангелие повествующее о распятия Спасителя, о Его погребении и о том, как обрелись тайные ученики, которые дотоле скрывались, а потом обратились к Пилату с просьбой о том, чтобы он отдал им Тело. Это были члены Синедриона Иосиф и Никодим. И сняв Тело Спасителя с Креста они завернули его в плащаницу и положили во Гроб. И Гроб был затворен большим камнем. Так мы с вами читаем в Евангелии.

Наступил Воскресный день. Жены-мироносицы желая, может быть, в последний раз послужить Господу, идут ко Гробу рассуждая, а кто же отвалит им камень от Гроба.

И вот этот вопрос: «Кто отвалит камень от гроба» является насущным для каждого из нас и сегодня.

Давайте порассуждаем, что такое гроб и что такое камень применительно к нашей душе.

Каждый из здесь стоящих, прошедший Таинство крещения умирал вместе со Христом и воскресал вместе с ним. Троекратное погружение и восхождение из воды и есть воскресение со Христом. Ветхий наш человек умирает, а новый воскресает. Христос вселяется в сердце нашей души. И в таком состоянии мы призваны жить дальше. Но вот по ряду причин, через какое-то краткое время, человек начинает жить по собственным страстям. Ветхий наш человек, который был в нашем сердце, поднимает голову. Христос больше не может свободно действовать в нашем сердце. Христос умерщвляется и изъязвляется ранами от наших страстей.

И наше сердце из храма, в котором жил Христос превращается в гроб, в котором Христос погребён. Этот гроб привален еще и камнем, который хранит те страсти, которые присутствует в нас. И этот камень многие святые отцы называют духовным нечувствием. Святитель Игнатий Брянчанинов рассуждая по этому поводу, раскрыл, что есть нечувствие. Нечувствие духовное это умерщвление духовных ощущение в нашей жизни. При этом ощущения, связанные с материальной жизнью, которой мы живем, полным цветом расцветают. Откуда же берется это нечувствие? Тот же Святитель Игнатий приводит в пример болезни человека. Человек, который тяжело болеет, ничего не способен сделать. Он лежит разбитый, и нужно восполнение сил. Точно так же и жизнь бездуховная, жизнь без Бога, жизнь по страстям, по похотям, жизнь невнимательная по отношению к заповедям или даже при недобросовестном их исполнении, как об этом говорят некоторые святые отцы, как раз и приводит к возникновению этого нечувствия. И тогда мы получаем с вами то, о чем регулярно каемся на исповеди.

Давайте вспомним некоторые моменты. Многие, приходя к исповеди, говорят, каюсь, в храм, в церковь не ходил. В чем же проблема? Не ходил, значит, не нужно было. В чем же грех? А грех как раз в том и есть, что человеку Бог не нужен в жизни. Он зациклен на всем том, что его окружает, на материальных вещах, на деньгах, на работе, на квартире. На всем чем угодно, но только не на духовной составляющей своей жизни. И конечно Бог сквозь эти заросли житейских проблем не может пройти. Мы его не пропускаем, нечувствие мешает.

Некоторые каются в том, что не читает Священное Писание. А почему не читаем, или читаем с трудом, или читаем, ничего не понимая в Священном Писании? А потому что опять окамененное нечувствие нашего сердца мешает нам. Для нас это не значимо. Для нас это не необходимо.

А некоторые каются в том, что молитвенное правило не совершают утром либо вечером. Так не нужна молитва, потому что нечувствие не требует этой молитвы, не требует обращения к Богу в молитвенном слове.

Одним словом, окамененное нечувствие нас от Бога отлучает. Конечно, это есть движение нашей души. С другой стороны, мы с вами добровольно впускаем диавола в наше сердце, и диавол провоцирует нас так поступать. Для нас закрывается Бог нашими страстями, этими мыслями, которые диавол помещает нам в голову. А мы их принимаем добровольно. Поэтому эти проблемы становятся в итоге нашими проблемами, которые мы с вами должны преодолеть.

Что же делать? Кто отвалит этот камень от гроба нашей души?

Как и написано в Евангелии, Ангел отвалил камень от гроба, и мироносицы удивились тому, что Ангел явился с вестью о Воскресении Христовом. Так и в нашей жизни камень от гроба нашей души отваливает Ангел благодатью Божьей.

Но это возможно только тогда, как говорят святые отцы, когда наша жизнь будет направлена на Бога и соотнесена с Ним, когда свою волю мы будем пытаться соотносить с волей Божественной, когда мы будем стремиться жить благочестиво и, самое главное, что эта наша благочестивая жизнь будет постоянной, а не урывками. И только тогда, в итоге, и появляется возможность постепенно преодолеть это нечувствие.

Святые отцы говорят о том, что результатом борьбы с нечувствием является умиление сердца. А святитель Игнатий, разъясняя что же такое умиление, говорит что это есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию. Это мое сочувствие моему состоянию.

И только тогда, когда у меня появляется вот это умиление, это и является признаком того, что я пытаюсь преодолеть нечувствие. Но опять же, результат сразу не будет достигнут, потому что это проблема достаточно долговременна. Если мы с вами продолжительно не соотносим свою жизнь с Богом, то и труд должен быть также продолжительным. Борясь со страстями, мы с вами длительно трудимся над преодолением этого нечувствия, И эта работа, этот духовный труд связан с покаянием.

Это то, что делали мироносицы, когда хотели помазать Тело Христово. Христу не нужно было чтобы мироносицы помазывали миром Его Тело. Это нужно было мироносицам. Это было служение Богу. И вот это покаяние, о которым мы с вами только что упомянули, Богу не нужно. Оно нам нужно. И только тогда, когда мы стремимся к Богу, тогда мы от греха будем отлучаться, потому что это две несовместимые вещи, потому что стремление к Богу автоматически убирает стремление ко греху. Первое уничтожает второе.

Но это и есть тот путь, когда камень от гроба нашей души будет отвален. И только тогда мы с вами можем воскресить Христа в нашей душе. И тогда сердце нашей души станет храмом Господа нашего Иисуса Христа. Это и является залогом нашего спасения. Аминь.

(101)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели