klimПроповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице читает иерей Вячеслав Климушев. Аудио запись

21 августа 2016 года

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Говорится в народе — свято место пусто не бывает. И это относится не только к материальным вещам но и духовным, дорогие мои. Не зря Паисий Святогорец говорит в своих проповедях, что Бог дает человеку много добродетелей, но, если человек нерадит о их сохранении, если он не сохраняет свое божественное начало, он постепенно теряет его и приходит дьявол, и похищает эти добродетели извращает их, и человек превращается в то, что мы сейчас собой все представляем после грехопадений наших.

В чем же эти грехопадения? Это страсти. Хотелось бы сразу отметить, что святые отцы, как преподобный Иоанн (сподвижник Версонофия Великого) — он прямо говорил, что страсти наши — это суть диавол. Вот так вот. Ни мало ни много. Поэтому насколько мы с ними боремся, настолько мы и подходим ближе к Богу.

Отцы различают основных 7 страстей – это чревоугодие, блуд, печаль, уныние, сребролюбие, гордость и гнев.

Человек потребляет пищу, то есть просто поддерживает свои силы, но если он уклоняется и переходит границу необходимого для него, то дьявол подкрадывается и тогда уже этот прием пищи извращается, превращаясь в страсть, называемой страсть чревоугодия. Причем это не только по количеству принимаемой пищи, но и по изыскам, которые иногда люди ищут в этой пище.

Также страсть блуда. Человеку дана от Бога способность к размножению и принципе нет ничего плохого, когда это происходит закону на в законном браке, но, когда это переходит грани дозволенного, когда человек впадает в эту страсть со многими людьми то это уже, конечно, недопустимое пристрастие.

Причем обе эти страсти называемые плотскими. А как мы помним: что плоть царства Божьего не наследует.
В человеке всегда происходила внутренняя борьба плоти с духом. Дух нас призывал и вел к Богу, а плотность приземляла нас. Плоть — это материальная вещь, мы все в свое время оставим эту Плоть и предадим земле, но душа наша останется в веках.
И поэтому мы в первую очередь должны отдавать приоритет духу. Зачастую бывает плоти нашей немного надо: три вещи — это холодильник, диван и телевизор, эта духовная жвачка.
Дух Он заставляет человека молиться, заставляет плоть делать необходимое: растить детей, воспитывать их, заставляет приходить исповедоваться, каяться, заставляет причащаться — это все понуждает делать тело дух. И поэтому мы, конечно, должны подчинятся и отдавать ему первенство.
Но вы знаете, диавол настолько изощрен, что и даже сам дух, который передан нам Богом, который Бог вдохнул в человека, он тоже извращает. И поэтому этот извращенный дух может завести нас не ту сторону.

Вот, например, нам от Бога дано стремление к прекрасному возвышенному. Но если человек потеряет смирение, где-то самоконтроль, или сама самоукорение, то моментально эта Божья благодать, это Божье стремление превращается в гордыню в гордость. Причем гордость — она пронизывает все страсти. Если, например, некоторые страсти как таковые – узконаправленные, как скажем, например, страсть жадности. Она действует в определенных пределах, она даже иногда губит и некоторые другие страсти, например, страсть блуда и страсть объединения, подавляет их. Страсть гордости — она под всеми, она вспенивает все остальные страсти, и поэтому, конечно, ее нужно опасаться. И поэтому она так ненавистна и мерзка перед Богом.

Рядом с ней существует страсть тщеславия (или тщетная слава). И причем диавол маскирует ее от того, что она в нас присутствует. Иногда человек на работе в коллективе вроде делает все хорошее: покладистый, во всем поможет, и даже пожертвует собой в каких-то вещах. Но, если посмотреть поглубже, то мы увидим там, что делается это порой не для Бога, не во имя Христа, а это делается для того, чтоб люди любили, для того чтобы его ценили. Да есть такое Божия установка на сохранение чести и достоинства — это тоже дано Богом, но когда это направлено для себя, то есть получается, что человек это делает для внешней формы. И они находится в обмане, получается у нас расхождение такое между формой и содержанием.

Преподобный Серафим Саровский не зря предупреждал, что все добродетели которые делаются не во имя Христа, не имеет ценности перед Богом. Вот задумайтесь: если человек сделал это, сделал то, помог всем. И вся это добродетель уходит. Человек должен знать что делает добро, потому что так заповедано Христом, так заповедано Богом. «Ничтожество я – должен говорить человек себе, — и сделал то, что мне полагалось и ничего мне от этого ожидать хорошего ждать не следует.

Есть еще страсти гнева и раздражительности.
Пимен великий говорил, что мы можем гневаться только на того, кто пытается нас отлучить от Бога. Все остальное есть страсть, Она может прикрывается соблюдением законности или необходимостью воспитания детей. Но раздражение и гнев никогда не помогает в воспитании людей и соблюдению законности.
Там должна быть любовь и спокойствие,

Страсть встречается еще от маловерия: душе порой впадает в такие вещи, как печаль и уныние. Ну печаль она противоположна радости, а уныние больше противоположно бодрости. Печаль случается неудовлетворенностьюкем-то или чем-то. У уныние приводит бездеятельности, инертности, инфантильности.
И если печаль допущена Богом, чтобы печалиться о своих грехах, то уныние — это чисто бесовская страсть. И поэтому незабвенный Серафим Саровский предупреждал своих сестер по монастырю, чтобы они ни в каком случае не впадали в уныние.
Аминь.

(284)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели