vvedenie*фрагмент росписи Кафедрального собора
История праздника
Мысли на каждый день
Паремии
Евангельское чтение на утрене
Апостольское чтение
Евангельское чтение на литургии

История праздника

«Введение во храм Пресвятой Богородицы» — один из двенадцати главных церковных праздников. Это событие не описывается в Евангелии, нам известно о нем из церковного Предания.

Согласно христианским источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, родители Иоаким и Анна решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные девы с зажженными светильниками.

Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм.

В храме Марию встретил первосвященник со множеством священников.

Затем первосвященник, по внушению свыше, ввёл Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствующие в храме дивились необыкновенному событию.

После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся Ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с другими девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения, изучала Священное Писание. Пищу будущей Богородице приносил ангел. Предание повествует, что Богородица прожила при храме до 12 лет.

Святитель Григорий Палама объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма: Мария имела Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостастное Слово, то есть Господа Иисуса Христа. Приснодева Мария, как сокровище Божие, по достоянию помещена была во Святое святых, чтобы обогатиться и украситься, то есть приготовить себя для принятия Бога Слова.

Введение Пресвятой Богородицы всегда приходится на Рождественский пост. Этот праздник особенно любят все благочестивые люди, посвятившие всю свою жизнь Богу.

МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, — перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, — и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти — то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.

Святитель Феофан Затворник

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НА УТРЕНЕ

От Луки святое благовествование
глава 1, стихи 39-49, 56, зач. 4

39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42. и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его…
56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

Послание к Евреям святого апостола Павла
глава 9, стихи 1-7, зачало 320

 

1. И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2. ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
3. За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
4. имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5. а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7. а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НА ЛИТУРГИИ

От Луки святое благовествование
глава 10, стихи 38-42, глава 11, стихи 27-28, зач. 54

 

38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
На церковно-славянском языке (второй фрагмент)
Толкование блж. Феофилакта Болгарского (второй фрагмент)

(95)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели