21 ноября 2021 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, празднование празднуем Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда.

Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Михаил Селезнев и епархиальное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Кафедрального собора Христа Спасителя (регент — Е. Шевлекова).

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении архиепископ Серафим вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

***

Православная Церковь торжественно празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность? Об этом мы почти ничего не знаем, да и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил на еврейском языке означает «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (см. Дан.8, 16; 9, 21; Лк.1, 19–26). В Книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», то есть старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божьему со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе (см. Дан.10; 12, 1).

В Книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… (Откр.12, 7–9).

Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола (см. Иуд.1, 9).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см. Исх. 33, 9; 14, 26–28; 4 Цар.19, 35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября по старому стилю.

(61)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели