15 февраля мы отмечаем один из двенадцати великих праздников Православной Церкви — Сретение Господне. Сегодня возродилась традиция в этот день, после богослужения, освящать свечи. Об истории развития этого чина, возможных заблуждениях наша статья.
Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками на праздник Сретения. Существование в Римской Церкви самого праздника под названием Очищение Девы Марии надежно фиксируется только начиная с VII в. Шествие в Риме в день Сретения, введенное папой Сергием I (687-701), до XII в. имело покаянный, а не праздничный характер. При этом западная церковь пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств. Сама же традиция шествий со свечами стала восприниматься как неотъемлемая часть богослужения праздника Сретения в Католической Церкви значительно позже. А чин благословения свечей на Сретение являлся составной частью шествия со свечами.
Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Заимствованный же у католиков обычай благословения свечей на праздник Сретения связан с поверьями православных украинцев и белорусов и получил распространение только в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи. У них, как и у других европейских народов этим свечам приписывалась магическая способность отгонять бесов и ведьм, гром и молнию, дождь и град.
Поэтому Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: горящая свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь».
Вся сила заключается лишь в одном — в нашем обращении к Богу — искреннем, чистом, наполненным верой, и в благодати Божией, которая по нашим молитвам нисходит на нас. А свеча — и «сретенская» , и любая другая — это только символ нашего моления и рвения к Богу, символ нашей веры, огонька, который зажегся и пылает в наших сердцах, обращенных к Господу.
(326)