Помимо иконописных, молельных образов, в местном ряду иконостаса располагаются Царские и двое диаконских дверей.
Царские врата представляют собой обязательную принадлежность любой алтарной преграды. Они играют существенную роль в формировании символики и художественной структуры всего иконостаса. Расположенные на границе наоса и алтаря, дольнего и горнего миров, они воспринимаются как двери, ведущие в Рай.
Значимость Царских врат находит проявление «в особой иконографической программе, использовании лишь им свойственных… элементов декора», а также «в выразительности архитектурных форм».[1]
Царские врата Кафедрального собора Христа Спасителя — главное украшение и средоточиесимволического смысла иконостаса. Особое величие дверей, через которые незримо проходит «Царь всего мира» во время богослужения, подчёркнуто их грандиозным размером. Высота створок превышает вертикальный размер икон местного ряда более чем в два раза, а навершие выступает за границы карниза горизонтальной части иконостаса и занимает почти всё пространство триумфальной арки.
Врата состоят из несущих решёток, на которых закреплены деревянные пластины. Технология изготовления определила структуру Царских врат, представляющих собой высокий прямоугольник с полусферическим навершием, отделённым от основной части дверей карнизом. Внутрь каждой створки вписана полуциркульная арка, разделенная балками каркаса на десять частей. В местах пересечения несущих конструкций закреплены медальоны с рельефными изображениями. Пространство между ними заполнено орнаментом, выполненным в технике сквозной резьбы. Исключение составляют нижние пластины, где резьба не сквозная, а рельефная. Особую нарядность вратам придаёт позолота, выполненная в технологии «на полимент».
С точки зрения иконографической программы, врата представляют собой довольно редкий тип, включающий помимо традиционных образов Благовещения и Евангелистов, двенадцать медальонов меньшего размера с оплечными изображениями Ветхозаветных пророков и праотцев.
Компоновка изображений в Царских вратах выглядит следующим образом: в центре каждой из створок помещены большие медальоны с фрагментами сцены Благовещения. В правом — образ Богородицы, в левом — Архангела Гавриила.
В верхней части левой створки – среднего размера медальон с образом Евангелиста Иоанна, с трёх сторон от него — малые диски с изображениями Царя Соломона (вверху), Пророка Исаии (слева) и Царя Давида (справа). В нижней части левой створки представлен евангелист Марк, в окружении пророков Захарии (слева), Моисея (справа) и Елисея (внизу).
Верхнюю часть правой створки занимают изображения евангелиста Матфея и пророков Аввакума, Илии и Иезекииля. Внизу расположены образы евангелиста Луки, а также праотца Авраама, пророка Даниила, царя и первосвященника Мелхиседека. Несмотря на небольшой размер медальонов, рельефные изображения отличаются высоким качеством резьбы, которое заметно даже при значительном увеличении.
Вероятно, ввиду отсутствия в иконостасе праотеческого и пророческого рядов, изображения святых этих чинов на Царских вратах призваны восполнить недостающий семантический ряд.
Наиболее распространённым и древним сюжетом, усвоенным иконографической программе этой части иконостаса, является Благовещение. Связь между Благовещением и центральными вратами иконостаса находит семантическое обоснование. В святоотеческой традиции Богоматерь сравнивается с «непроходимой» дверью, ну а само Благовещение есть момент вочеловечения Христа, т. е. вхождения Бога Сына через эти «затворенные врата» в Земной мир. Во время литургии, когда именно через Царские врата выносят чашу с причастием, Христос мистически с Небес (из алтаря) нисходит на землю (в центральную часть храма).
Евангелисты, окружающие сцену Благовещения, свидетельствуют миру о произошедшем чуде. Само слово «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть», а значит, уже этимологически, на уровне значения слова, образы Благовещения и Евангелистов связаны между собой. В иконостасе Калининградского храма евангелисты, возвестившие миру о приходе Спасителя, изображены вместе со своими символами.
Декоративное убранство Царских врат выполнено, как уже было сказано выше, в технике сквозной и рельефной резьбы. Орнаментальные элементы имеют строгую организацию в виде решётки с вертикальными и горизонтальными перекладинами. Среди мотивов орнамента встречаются последовательно вписанные в ромбы и в квадраты кресты, пальметты, вписанные в круг крины, валютообразные завитки.Карнизы створок украшает П-образный меандр, перекликающийся с орнаментальными мотивами мраморных частей иконостаса.
Центральный вал-нащельник лишён орнаментального декора. Он представляет собой своеобразную тонкую полуколоннку с базой и капителью, увенчанную на уровне навершия чашей, в которую помещен Агнец с крестом. Навершие врат обрамлено круглым венком из перевитых лентами акантовых листьев. Композиция подчеркивает литургический аспект символики иконостаса и Жертву Спасителя, принесённую за грехи мира. Этот элемент является геометрическим центром всего иконостаса, что усиливает его значимость.
[1] Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса.// Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика/ Редактор-составитель А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 501.
(1714)