фото отца Михаила

Затрагивание тем религии в современном обществе способно привести к непредсказуемым последствиям. Мы адресовали важные, на наш взгляд, вопросы клирику Кафедрального собора Христа Спасителя иерею Михаилу Селезневу

Петр Кропоткин в «Записках революционера», описывая предреволюционный период, говорил о том, что простая искренняя вера является необходимостью, но с лицемерием в христианстве необходимо бороться. Чем обусловлены противоречия внутри православной веры?

Одной из проблем, многократно проявившей себя впоследствии, стало то, что крещение Руси не было в достаточной степени сопряжено с ее просвещением. Крещению должно предшествовать оглашение, то есть научение основам веры. В итоге, из-за отсутствия должного просвещения, у нас получился некий синтез язычества и православия. Иными словами, внешняя православная оболочка, наполненная языческими предрассудками. Язычество — это не вера. Это — суеверие. В каждой культуре оно проявляется по-разному, но идея везде одинакова: многобожие и магизм, то есть уверенность в том, что некими своими действиями можно достичь желаемого результата вне зависимости от воли другого человека.

Богослужебный Устав, который принят в Русской Православной Церкви, является монастырским. Это Иерусалимский устав обители преподобного Саввы Освященного. Сегодня в нашей Церкви он действует и в монастырях, и в простых приходах. И хотя на приходской практике он не применяется во всей своей строгости, мы имеем удивительный парадокс — довольно строгий устав, регламентирующий внешнюю, обрядовую сторону церковной жизни, а с другой стороны — непросвещенность основной массы людей, крещенных и считающих себя православными. Кстати, именно низкий уровень подлинного духовного просвещения наряду с так и не преодоленным язычеством где- то на уровне подсознания в народных массах стал одной из причин происшедшей в 1917 году революции. В частности, на это указывал известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман.

Многие знакомые мне люди, которые называют себя верующими, склонны воспринимать веру как некую страховку от неприятностей и последнее прибежище.

Это похоже на взгляд как раз не верующего человека. В христианстве всегда говорилось о прямо противоположном — о том, что именно во Христе человек обретает истинную свободу. Апостол Павел призывал: «Не будьте рабами человеков». В случае, когда люди перекладывают ответственность на кого-то другого, в том числе, и на Церковь, возникает то самое лицемерие и ложное послушание. Мы отчего-то боимся ответственности и свободы, и часто готовы с радостью с ними расстаться. И это касается не только религиозных вопросов. Граница между Церковью и обществом — достаточно призрачная. Пассивность в обществе влечет за собой пассивность в вере. И наоборот. Поэтому истинная вера — это не страховка, а руководство к действию.

Я правильно понимаю, вера — это не ограничения, а, напротив, свобода?

Люди в массе своей склонны желать избавиться от свободы. Истинно верующий человек никогда не испытывает подобного желания. Но таких людей действительно не много. Святость — это не массовое явление. Святые, если мы посмотрим их жизнеописания, были, в первую очередь, невероятно свободными людьми, готовыми отдать жизнь за свою веру и свободу, не боявшиеся сказать слово против зла, неправды, лицемерия.

Религиозность в прочтении современного общества — это, в любом случае, компромисс?

Человек, который по-настоящему верует, соблюдает правила и предписания, но не потому, что так принято в обществе. Он делает это с радостью, а не из необходимости и страха. У человека, обретшего веру, меняется видение мира. Он начинает отчетливо замечать взаимосвязанность многого. Это похоже на картинки в калейдоскопе, когда один поворот объектива заставляет хаотично рассыпанные цветные фигурки сложиться в красивый и стройный орнамент. Признаком истинной веры внутри является ощущение любви, радости, мира, покоя в душе. Человек словно излучает свет, и окружающим приятно находиться с ним рядом. И все религиозные посты нужны для того, чтобы не потерять это присутствие благодати Духа Святого.

То есть пост — не способ обретения веры, а следствие ее присутствия в человеке?

Да, конечно! Вера в Спасителя — это не волевое усилие. Она рождается в человеке как некое внутреннее озарение, как любовь. Когда человек обретает веру, требуется проявить определенное старание, чтобы не потерять ее. Невоздержанность разрушает святость и ослабляет нас как физически, так и духовно.

Если вера — это свобода выбора, то как это соотносится с христианским утверждением о некой предрешенности событий?

Есть такое понятие как Промысел Божий. Но это не путь, с которого невозможно свернуть. Скорее, удивительное сочетание знания Бога о будущем и наша способность самим его создавать посредством поступков. Иисус Христос призвал Иуду в апостолы, очевидно, зная о его предательстве. Значит, у того был и иной путь. Наши сомнения — это попытка понять, какой поступок соответствует Божьему промыслу. Бог не отвергнет человека за его поступок, но человек сам изменит свое будущее. В каждом из нас сохраняется образ Божий, вне зависимости от того, причисляем ли мы себя к верующим или нет. Наш дух в стремлении к единению с Творцом заставляет нас искать эту бесконечность, но зачастую мы обращаемся к близкому нам миру — миру материального. Поэтому человек никогда не бывает удовлетворен тем, что имеет. Материальный мир конечен. Когда же человек обращается к Богу, уверовав, он обретает покой, так как находит наконец то, в чем неосознанно нуждался. В этом и состоит промысел Божий, чтобы человек сам, никем не принуждаемый, вернулся к своему Небесному Отцу.

Текст: Анна Макеева

Фото: Виктор Гусейнов

Статья взята из журнала «Люди и вещи. Shopping»

(48)

Комментарии (1)

  1. Дарья говорит:

    Очень интересная статья и очень приятный батюшка! Большое спасибо!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели