P1090274-1Всё, что минуло, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Александр Блок

Вооружившись путеводителем, мы отправились в Равенну, чтобы посетить три ее главных достопримечательности: две базилики и баптистерий. На первый взгляд – это сонный провинциальный город с плоской топографией и привычными для Италии узкими улочками. Однако, после первой же обзорной  прогулки по Равенне обнаруживаешь истинные сокровища. Равенна один из первых городов Италии, который необходимо посетить православному паломнику. В конце IV века Римская империя разделилась, образовав Восточную (столица Константинополь) и Западную (столица Милан). Но в самом начале V века столица был перенесена из Милана в Равенну. Так Равенна стала как бы филиалом Константинополя, резиденцией последних римских императоров и византийским оплотом в Италии. За те годы, пока Равенна была одной из столиц Византии, правители города украшали  ее прекрасными мозаиками и торжественными памятниками. Город являет собой художественный итог раннехристианской эпохи.

Баптистерий православных (или баптистерий Неона)

P1090282Так называемый «Баптистерий православных» является одним из самых старинных, по времени основания, из построек. На куполе изображено таинство Крещенья Христа, Сына Божия. Кроме Иоанна Крестителя и Христа- Спасителя, обращает на себя внимание персонификация реки Иордан, держащая в руках полотенце. Ниже, по окружности купольного барабана, Святой Дух нисходит к Апостолам. Композиция апостольского круга подчеркивает неиссякаемость, бесконечность  этого потока; в нем нет ни начала, ни конца, нет центра. Апостолы показаны как носители предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения – просвещения Истиной. И, наконец, сила животворящего Духа спускается на того, кого омывают в крестильной купели — на человека-христианина. Пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса – образ христианской души, приносящей добрый плод. Вер­тикаль “Христос — Апостолы — человек” явлена здесь, в баптистерии  с такой прямотой и силой, что отныне уже невозможно не знать: мы — дети Бога и братья во Христе. Вертикаль восстановлена, смерти нет, вечность свершилась над нами…P1090287

В центре расположена восьмигранная купель из мрамора, отделанная снаружи порфиром. Суеверные туристы бросают в нее монеты, совершенно не осознавая кощунства этого поступка.

Церковь Сан Аполинаре Нуово

P1090304Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В третьем ярусе, самом верхнем, изображены сцены Чудес и Страстей Христовых. Во втором ярусе изображены фигуры пророков и святых. Потоки света, льющиеся из окон, разделяют фигуры святых. Этот струящийся свет создает неповторимую световую атмосферу, в которой мозаика как бы сама начинает «светиться», «прорываться» сквозь черты ликов, «излучать» сквозь рельеф вP1090315 его самых глубоких нижних точках. Символически просветы, разделяющие святых, олицетворяют Свет Истины, нисходящий на молящихся в храме. Такое освещение создает образ будущего Царства Небесного и приходят слова из Символа веры «Свет от Света». Мотив райского, чистого бытия так же подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, белоснежными ризами пророков и святых. В самом нижнем ярусе изображено шествие мучеников, на южной стене, и шествие мучениц — на северной.

Базилика Сан Витале

P1090214Постройка базилики Сан Витале в Равенне связана с возВращением города под византийский патронат. Ценными шедеврами ранневизантийского искусства являются мозаичные портреты святой императрицы Феодоры и императора Юстиниана I. Они уникальны тем, что являются прижизненным, а также хорошо сохранившимися до наших дней. Глубокое впечатление производят их лики, наделенные мощной духовной силой. Эта сила воспринимается как проявление внутренней силыP1090213 самого христианства. Архитектурные формы, растительные мотивы и человеческие тела уподоблены простейшим геометрическим фигурам и словно вычерчены по линейке. Очень сложно выразить словом тот свет, что исходит от них, передать цело­мудрие ликов, гармонию тел и цветов, рассказать о том состоянии благого­вения и тишины, которое испытывает человек, созерцая мозаику базилики.

P1090249Купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны в XVIII веке. Таким образом, в базилике совме­щены два стиля: византийский и барокко. Зритель может сравнить два стиля, где в одном чувствуется вечность, гармония и радость, которая спустя века не утратила своей силы, а в другом видна напыщенность и земная роскошь, как бы вступающая в конфликт с чистотой византийской мозаики.

Из Равенны, мы уезжали испытав примерно такое же чувство, какое было у послов Владимира Крестителя по возвращению из Византии. Они не знали, побывали они «на земле они или на небе». Наверно, в этом и был смысл нашего паломнического путешествия.

Впечатлениями делилась Анастасия Луценко

(182)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели