14 августа 2014 года, в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в нижнем храме Кафедрального собора Христа Спасителя была совершена Божественная Литургия. Богослужение совершил клирик собора иерей Александр Топчий. По традиции, после отпуста литургии, совершено малое освящение воды и благословение меда нового урожая.
В слове после окончания богослужения священнослужитель обратил внимание прихожан на то, что в этот день в церковном календаре соединяется несколько праздников. Во-первых, это праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен в IX веке в Константинополе. В это время каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии, после чего освящали воду для исцеления болезней. Во-вторых, православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В-третьих, в Русской Церкви одновременно осуществляется молитвенная память Крещения Руси (1 августа 988 г. по старому стилю). В воспоминание этого события и установлено совершать малое освящение воды. И, наконец, в-четвертых, совершается память святых Ветхозаветных мучеников Маккавейских: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла, а также их матери Соломонии и учителя Елеазара, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Царь Антиох проводил политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи, осквернил Иерусалимский храм, поставив в нем статую Зевса и принуждая иудеев поклоняться ему. Святые мученики претерпели мучения и не отпали от веры в Бога, тем самым сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Все упомянутые выше события, так или иначе, связаны со Спасителем Господом Иисусом Христом и напоминают о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью. Именно поэтому и все указанные выше празднования в народе называют емким словом «Спасом», а праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня — медовым, или первым Спасом.
Такое название связано со временем сбора меда нового урожая. И сбор первого меда, в знак благодарности Богу, по благочестивой традиции принято приносить для освящения в храм. Такая благодарность Богу должна напоминать нам ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки», а сама благочестивая традиция не должна собой затмевать праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
В заключение священнослужитель обратил внимание присутствовавших во время богослужения на начало Успенского поста, который предваряет праздник Успения Божией Матери и длится две недели, и пожелал присутствовавшим Божьей помощи, терпения на постном поприще.
(52)