Сегодня 14 октября (1 окт. по ст. ст.) православные христиане празднуют Покров Пресвятой Богородицы
История праздника
Паремии
Евангельское чтение на утрене
Проповедь на Всенощном бдении
Апостольское чтение
Евангельское чтение на литургии
Проповедь на литургии
Фотогалерея
История праздника
В царствование Льва VI Философа (886 – 911) в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом пророками, Апостолами и Ангелами, сияющей солнечным светом, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний. Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но Греческая Церковь такого праздника не знает.
Честь установления этого праздника принадлежит Русской Православной Церкви, которая от самого своего начала вверилась покрову Богоматери и освятила этот день торжественным празднованием. Чудесное видение произошло 1 октября, и в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления и особенного над нашей Церковью покрова Богородицы. Прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: «днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша» (тропарь праздника).
«Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся. Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8-й песни 2 тропарь канона на день Покрова). Этими словами объясняется, что праздник Покрова Богородицы действительно установлен в православной России и особенно почитается.
В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1165 году вблизи Владимира был построен всемирно известный древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Его строительство связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является великим недвунадесятым, и, кроме соответствующего Богослужения, Православная Церковь имеет акафист Покрову Богоматери.
Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и все воспоминания многочисленных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим.
По материалам www.xxc.ru
Паремии
Бытия чтение
(глава 28, стихи 10—17)
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
На церковно-славянском языке с комментариями
Пророчество Иезекиилева чтение
(глава 43, стих 27 и глава 44, стихи 1-4)
По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.
На церковно-славянском языке с комментариями
Притчей чтение
(глава 9, стихи 1-11)
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
На церковно-славянском языке с комментариями
Евангельское чтение на утрени
От Луки святое благовествование
глава 1, стихи 39-49, 56
40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42. и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его.
56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского
Проповедь на всенощном бдении
Апостольское чтение на Литургии
Послание к Евреям святого апостола Павла
глава 9, стихи 1-7
1. И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2. ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
3. За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
4. имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5. а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7. а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского
Евангельское чтение на литургии
От Луки святое благовествование
глава 10, стихи 38-42 и глава 11, стихи 27-28
38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
…
27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского
Проповедь на литургии
Фотогалерея
(147)