Сегодня по церковному календарю началась последняя приготовительная неделя перед Великим постом. В народе эту неделю называют «масленицей». В богослужебных книгах она называется сырной седмицей.
Дело в том, что по уставу в это время можно вкушать только сырные и молочные продукты и рыбу, а мясную пищу уже не употребляют. Ограничение в мясе и при этом разрешение на молочное без постов в среду и пятницу плавно подводит христианина к началу самого главного поста — Великого.
Не смотря на многие спекуляции с языческим происхождением масленицы богослужебные особенности и история церковного устава опровергают эти мнения. В Синаксаре в субботу сыропустную повествуется о византийском императоре Ираклии, который после шестилетней войны с персидским царем Хозероем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Одержав победу, Церковь ввела это в устав.
Празднуя масленичные дни нужно помнить, что эта неделя подготовительная, поэтому исключается всякая неумеренность в еде, объедение и пьянство. Душа должна настраиваться на подвиг Великого поста. Этому способствует и богослужебный устав. В серду и пятницу не служиться литургия. Не совершается таинство венчания. На часах начинают произносить коленопреклоненную молитву преп. Ефрема Сирина. Евангельские чтения этой седмицы повествуют о страданиях Спасителя. А в воскресенье, прощённое воскресенье, Церковь вспоминает изгнание родителей из рая за непослушание и невоздержание. В этот же день совершается чин прощения. Практика этого чина пошла от древних египетских пустынников. Они собирались в последний день перед постом и вместе молились, испрашивали прощение у друг друга и удалялись в одиночестве на духовные подвиги в пустыню.
Обычай проводить масленицу на Руси способствовал с стиранию сословных различий. К столу могли быть приглашён любой люд. Хождение друг к другу в гости сближало людей и давало повод забыть обиды и с лёгкостью испросить прощения.
Поэтому будем помнить, что Святая Церковь установила празднование сырной недели для приготовления к посту души и тела, для проявления милосердия к нуждающимся и для прощения накопившихся обид и недовольств друг ко другу.
(39)