20110501-L002Чему тут радоваться?

«Чую Радуницу Божью». Знаменитые есенинские строки, долгое время казавшиеся абсолютно непонятными в своем значении, всегда вселяли какое-то неуловимое чувство радости и надежды. Абсолютно детское ощущение.

Как оказалось, этот день связан с пасхальным поминовением усопших. То есть со смертью. Как так? Ведь в названии праздника так легко угадывается слово «радость», вовсе не ассоциирующаяся с окончанием жизни, с трагедией или скорбью? И, вдруг, смерть? Чему же тут радоваться…?

Небытие или бытие

Смерть разлучает нас с близкими и дорогими людьми, лишает возможности земного общения. Несмотря на это, мы продолжаем их вспоминать, или поминать. Но вот в чем парадокс: поминают тогда, когда верят, что человек жив. Как такое возможно? Представьте, что какая-то вещь сломалась, испортилась, не подлежит починке и ремонту. Мы стараемся забыть о ней, очистить мысли от воспоминаний ввиду их несостоятельности. А ведь говоря о человеческой смерти, мы часто употребляем такие выражения: «Перешел в мир иной», «Ушел в лучший мир», «Все там будем…». Там? А где это, там? Что это за иной и лучший мир? Если со смертью все заканчивается, то о каком же бытие мы все время говорим? На что надеемся? Ответ прост и сложен одновременно: мы надеемся на жизнь после смерти.

Так есть ли сейчас смерть?

Да, смерть – разлучение души с телом, но это и возможность нам встретиться с Богом, предстать перед Ним лично. Пред Тем, Кто смерть победил Своей смертью. Победа над смертью произошла в тот момент, когда Спаситель мира умер на Кресте и воскрес, даровав и нам возможность обрести жизнь вечную.
В русском народе есть такая поговорка: «Человек родится на смерть, а умирает на жизнь». Потому и стремятся после Пасхи на Радоницу люди на кладбище, потому и ставятся кресты на могилах, как знак того, что после креста придет воскресение. Вопреки всем земным законам мы верим, что умершие живы.

Они ушли, а что же делать мне?

Родные, близкие и друзья уходят… А что же мы, живущие пока на этой земле, можем сделать для тех, кто уже перешел тонкую грань, отделяющую этот мир от мира иного? У нас есть молитва, которая является значимой помощью для ушедших. Молитва, как поддержка душам, не имеющим в том мире возможности изменить себя самим. Душа может измениться благодаря усилиям тех, кто остался на земле и помнит о ней. Вспоминается такое сравнение: как раненому бойцу помогают здоровые товарищи, вынося его с поля боя, так и «больной душе» может помочь только здоровый. А это значит, чтобы помочь ближнему, мы сами должны заняться своим духовным здоровьем, чтобы иметь возможность поддерживать дорогих нам людей.

Так кому важнее поминовение?

Нам не дано постичь Промысел Божий о каждом человеке, тем более предугадывать, где же находится его душа: в аду или раю. Мы лишь уповаем на Божию милость, понимая, что исправляя свою жизнь: исповедуясь, причащаясь, ведя нравственный образ жизни, основанный на исполнении Заповедей Божиих, мы тем вернее помогаем усопшим, даря им любовь, основанную на жертве, подобной той, которую принес Христос за всех нас. Как и при жизни все верующие являются клеточками тела Церкви, так и со смертью эта связь, основанная на Любви, не прерывается, еще раз подтверждая истину о том, что Господь не создавал смерти, Он победил ее, и она не имеет ни силы, ни права на наших близких, потому что у Бога – все живы.
В эти светлые дни, когда все вокруг возвещает нам о пасхальной радости, у каждого из нас есть шанс помочь своим близким, начав с себя, с исправления своей жизни, наполняя ее любовью, способной преодолеть все: и грех, и смерть и ад, — в надежде на то, что мы все встретимся с теми, кто уже ушел от нас в иной мир.

(33)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели