Именно в декоративном убранстве алтарной преграды нашего собора наиболее заметна ориентация на Московский Храм Христа Спасителя. Орнаментальные мотивы, материалы, технические приёмы в значительной степени заимствованы в его интерьере.
В обоих храмах орнаментальный строй основан на сочетании геометрических и растительных мотивов. Среди геометрических форм, наиболее заметны квадрат, ромб и крест, а также их различные сочетания. Эти элементы позволяют придать орнаменту структурность и упорядоченность – качества, подчёркивающие гармонию Небесного Царствия.
Растительные мотивы представлены более широко. Здесь использованы криновидные элементы, пальметки, крестоцветы, лепестковые розетки, спиралевидные растительные завитки. Они привносят в декор изящество и нарядность. Символика этой разновидности орнамента, прежде всего, связана с образом райской растительности.
Орнаментом заполнена большая часть алтарной преграды. Декоративные композиции обрамляют иконы, окантовывают арку, располагаются над боковыми вратами, на иконостасных тумбах, полуколоннах, пилонах, карнизах… П-образный меандровый мотив – является связующим элементом всех частей иконостаса.
Венчает алтарную преграду Крест – вершина мира, главный христианский символ, связанный с искупительной жертвой Спасителя. В декоре алтарной преграды он занимает ключевое положение, является геометрическим и смысловым центром. От него исходят, к нему стремятся, его форму повторяют орнаментальные мотивы разных частей иконостаса. Завитки в основании креста разбегаются в стороны, превращаясь в контурное обрамляющие арки; накладные рельефные элементы, перекликаются с розетками в нижней части иконостаса, сама форма креста находит повторение в навершиях икон местного ряда.
Весь декор алтарной преграды выполнен из камня. В основном, это разные сорта итальянского мрамора, в работе с которым использованы несколько технических приёмов: инкрустация (наибольшее количество элементов выполнено именно этим способом); резьба по белому мрамору; накладные рельефные элементы из цветного камня.
Колорит орнамента строится на сочетании жемчужно-серого, стального, терракотового и охры. Эти, довольно сдержанные тона, вместе с белым фоном алтарной преграды и обилием золота на иконах и вратах создают возвышенный, нарядный, праздничный характер убранства.
В художественном решении алтарной преграды декор играет отнюдь не последнюю роль. Орнаменту принадлежит объединяющая роль, он служит формированию целостного образа иконостаса.
(760)