Именно в декоративном убранстве алтарной преграды нашего собора наиболее заметна ориентация на Московский Храм Христа Спасителя. Орнаментальные мотивы,  материалы,   технические приёмы  в значительной степени заимствованы в его интерьере.

геометричВ обоих храмах  орнаментальный строй основан на сочетании геометрических и растительных мотивов.  Среди геометрических форм, наиболее заметны квадрат, ромб и  крест, а также их различные  сочетания. Эти элементы позволяют придать орнаменту  структурность и  упорядоченность – качества, подчёркивающие гармонию Небесного Царствия.

Растительные мотивы представлены более широко. ЗдесьIMG_4161 использованы    криновидные  элементы,   пальметки,   крестоцветы, лепестковые розетки, спиралевидные растительные завитки. Они привносят в декор изящество и  нарядность. Символика этой разновидности орнамента, прежде всего, связана с образом райской растительности.

Орнаментом заполнена большая часть алтарной преграды. Декоративные композиции обрамляют иконы, окантовывают арку, располагаются над боковыми вратами, на иконостасных тумбах, полуколоннах, пилонах, карнизах…   П-образный меандровый мотив –   является связующим элементом всех частей иконостаса.

DSC_2550Венчает алтарную преграду Крест – вершина мира, главный христианский символ,  связанный с искупительной жертвой Спасителя.    В  декоре алтарной преграды он занимает ключевое положение,   является геометрическим и смысловым центром.   От него исходят, к нему стремятся, его форму повторяют орнаментальные мотивы разных частей иконостаса. Завитки в основании креста разбегаются в стороны, превращаясь в контурное обрамляющие  арки; накладные рельефные элементы, перекликаются с розетками в нижней части иконостаса, сама форма креста находит повторение в навершиях икон местного ряда.

IMG_4180Весь декор алтарной преграды выполнен из камня. В основном, это разные сорта итальянского мрамора, в работе с которым использованы несколько  технических приёмов: инкрустация (наибольшее количество элементов выполнено именно этим способом); резьба по белому мрамору; накладные рельефные элементы из цветного камня.

Колорит орнамента строится на сочетании жемчужно-серого, стального, терракотового  и охры. Эти, довольно сдержанные тона, вместе с    белым фоном алтарной преграды  и обилием золота на иконах и вратах создают возвышенный, нарядный, праздничный  характер убранства.

В художественном решении алтарной преграды   декор играет отнюдь не последнюю роль. Орнаменту принадлежит объединяющая роль,   он служит формированию целостного образа иконостаса.

Инна Аполонская

(124)

Комментарии закрыты

Перейти к верхней панели