Рождественский иконостас Кафедрального собора Христа Спасителя Рождественский иконостас Кафедрального собора Христа Спасителя был возведён к моменту  освящения храма в 2006 году. Это, без преувеличения, уникальное произведение искусства стало главным украшением интерьера. Облик иконостаса был разработан специально для Калининградского храма. Идейным вдохновителем, определившим специфику алтарной преграды, стал настоятель собора – в то время митрополит, а ныне патриарх Кирилл. Непосредственное руководство работой по формированию образа алтарной преграды осуществлял  первый ключарь собора – иерей Владимир Кузьмин.

Своеобразие иконостаса напрямую связано с   особым значением Кафедрального собора Христа Спасителя: с момента своей закладки он мыслился как «побратим», «младший брат» московского Храма Христа Спасителя.  На каждом этапе строительства и благоукрашения собора перед разработчиками стояла задача включения в его облик аналогий  архитектурно-художественного  решения «старшего брата».

008. 117-13В  архитектуре ориентация на столичный храм проявилась в строгой симметрии, высоком стилобате и пятиглавии. Во внутреннем убранстве таким аналоговым центром должен был стать, прежде всего, алтарь, устройство которого в определённом смысле  перекликается с обликом алтаря-часовни Храма Христа Спасителя. Однако в Калининградском соборе алтарь не является «зданием внутри здания», но размещается в очень низкой, относительно основного объёма храма, абсиде[1], над которой установлен барабан, увенчанный куполом и крестом. Изнутри храма через большое окно, расположенное  над конхой[2], купол хорошо просматривается, завершая образ алтаря как особого пространства.

009. бВ облике алтарной преграды связь с Московским храмом тоже должна была присутствовать. Именно поэтому за основу стилистического решения  нашего иконостаса был избран, так называемый, исторический, или русско-византийский стиль, к которому принадлежит столичный храм. Иконостасы  XIX века, построенные  в стиле «историзм», как правило, имели однорядное устройство с выступающей триумфальной аркой. Эту конструкцию и решено было воплотить  в пространстве Кафедрального собора Христа Спасителя. Идея возведения традиционного для Руси высокого, многоярусного иконостаса не могла быть рассмотрена  ещё и ввиду  низкой абсиды Калининградского храма.

Помимо ориентации на Храм Христа Спасителя,  митрополит Кирилл, рекомендовал разработчикам принять во внимание опыт устройства алтарных преград Санкт-Петербургских храмов.

011. александро-невская лавра«Источниками вдохновения» для создателей стали иконостасы Санкт-Петербургских соборов – Казанской иконы Божьей Матери  и Троицкого Александро-Невской Лавры. Большое значение имел иконостас Троицкого собора  1790 года, выполненный в соответствующей своему времени  стилистике и представляющий собой не плоскую стену, но сложную архитектурную конструкцию с прогнутой триумфальной аркой и выступами правого и левого крыльев иконостаса в сторону наоса[3] собора. Именно эта конструктивная особенность алтарной преграды впоследствии была использована в  Калининградском соборе, с применением несколько меньшего угла откоса.

010.казанский иконостасИконостасу Казанского собора, созданному в 1811 году,  наш храм обязан убранством триумфальной арки. Хотя в полуциркуле арки Казанского собора  размещены пять круглых декоративных розеток, а в Кафедральном соборе Калининграда арку украшают семь праздничных икон тондо[4],    близость композиционного решения достаточно очевидна.

012. алексеевский иконостас2Ещё один прообраз нашей алтарной преграды  находится в Московском храме Христа Спасителя, но это не всем известный иконостас-кувуклия, который слишком специфичен, чтобы повторить его. Иконостас, ставший аналогом, расположен в небольшом Алексеевском приделе на уровне клироса. Выполненный из белого мрамора, фактически именно он стал образцом при разработке декора   алтарной преграды.

Идеи, воплощённые в трёх различных  иконостасах  объединены  при создании нового, уникального архитектурно-художественного  решения, которое   спроектировали специалисты научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Выбор этой творческой группы не был случаен – именно её представители занимались воссозданием декоративного убранства Храма Христа Спасителя в Москве, работая по оригинальным чертежам Константина Тона. А значит они, как никто другой, имели возможность воспроизвести стилистические особенности Московского храма в новом ансамбле. Взяв за основу художественный образ  «тоновского» иконостаса, дизайнеры выполнили рабочий проект, который, с  некоторыми техническими изменениями был воплощён в нашем Соборе.

Для придания прочности сооружению, вначале был возведён несущий металлический каркас, который впоследствии облицован цельным мрамором. Тот факт, что облицовочный материал должен иметь глубину – принципиальное решение. Мраморные плиты, несомненно, могли бы значительно удешевить возводимую конструкцию, но эффект глубины и тектонической тяжести был бы утрачен.

Работы по мрамору выполняла калининградская компания «Гран-мар», располагающая современными техническими средствами обработки камня, в том числе автоматическими станками с программным обеспечением.  Проект иконостаса был отсканирован и далее резьба по камню и инкрустация выполнялись автоматическим способом.

В результате усилий разных специалистов, совместного действия творческих и технических кадров в пространстве Кафедрального собора появился уникальный по своей конструкции иконостас.

[1] Полукруглый или многогранный выступ здания.

[2] Перекрытие абсиды

[3] Основная часть храма, в которой во время богослужения находятся молящиеся

[4] Произведения искусства, преимущественно живописи, имеющие круглую форму

Инна Аполонская

(725)

Комментарии закрыты

Перейти к верхней панели