КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Каждый день нашей жизни приближает нас к всеобщему Воскресению, когда Бог воссядет судить всякое Свое творение. Все люди воскреснут и их бессмертные души навсегда соединяться с телами. И каждому предстоит держать ответ за свои слова и дела в надежде на милосердие Божие.

И сейчас, пока мы живы, есть только одно средство подготовить себя к ответу «на страшнем судище Христовом», один путь соединения со святой Церковью – покаяние во всех своих согрешениях. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3-2) с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф. 4:17). Греческое слово metanoia («покаяние») означает «перемена мыслей». Проповедь Христа стала призывом к радикальному изменению образа мысли и образа жизни, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово обращение: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18:11). Обращение есть отвращение к греховной жизни и возвращение к Тому, от Кого мы ушли, от Кого отпали, от Кого отвернулись. Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя» решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения («пришед в себя»), которые перерастают в решимость («встану, пойду») и заканчивается возвращением к Отцу («встал и пошел»), исповеданием грехов («я согрешил»), прощением от Бога («принесите лучшую одежду»), усыновлением («этот сын мой») и духовным воскресением («был мертв и ожил, пропадал и нашелся»). Таинство покаяния установлено Церковью в глубокой древности и называется также исповедью. Святые Отцы называли покаяние «вторым крещением», подчеркивая тем самым его очищающее, обновляющее и освежающее действие.

Кающийся на исповеди острее ощущает свою греховность, и это сознание способствует исправлению его жизни.

Исповедь-2

Исповедь приносится Богу, и, как сказано в чинопоследовании таинства, священник — только «свидетель». Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях епитимию — наказание или нравственное предписание для уврачевания греха.

Перед началом исповеди священник предупреждает, что она должна быть полной; в случае, если кающийся по стыду или по другой причине скрывает грехи, таинство считается недействительным. Прощение человек получает на исповеди тоже полное и всецелое.

Как правило, если человек после исповеди вспоминает забытый грех, он кается в нем на следующей исповеди. Впрочем, если исповедь бывает не слишком редко, человек не успевает забыть свои грехи.

Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако, надо помнить, что прощение грехов вытекает из раскаяния человека и произошедшего вследствие этого раскаяния примирения его с Богом и воссоединения с Церковью Христовой.

prichastie-3

С тех пор, как причащение мирян за каждой Литургией перестало быть нормой и сменилось практикой редкого или ежегодного причащения, таинство Исповеди, естественно, стало предварять причащение.

ЖЕЛАЮЩЕМУ ПРИСТУПИТЬ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ ТРЕБУЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1. Необходимо быть православным христианином, принявшим таинство Крещения от законного священника (крещенные бабушками или кем-то другим должны решить этот вопрос со священником). Надо твердо верить в Иисуса Христа и принимать Откровение Бога, данное Церкви – Библию. Важнейшая для православных христиан часть Откровения заключена в Новом Завете. Чтение и изучение которого является неотъемлемой частью христианской жизни.

Суть Православной веры кратко изложена в Символе веры, пояснения к которому изложены в книге «Катехизис». Она всегда есть в нашем книжном магазине или в церковной лавке. Об этой и других книгах для христианского чтения необходимо посоветоваться со священником.

2. Если вы приступаете к таинству Покаяния впервые надо вспомнить (и если боитесь забыть, то записать) свои прегрешения, злые дела, начиная примерно с 7 лет (или с момента Крещения – кто крестился взрослым) и признать, что во всех своих злых делах виноваты только вы, и никто больше. Огромную ошибку совершают те, кто на исповеди рассказывают о чужих грехах. Это неверно. Как правило, с возрастанием духовного опыта, это заблуждение (пристрастие) постепенно проходит (преодолевается человеком).

3. Надо обещать Богу, что при Его помощи вы приложите все старания, чтобы грехи не повторялись, и будете стараться делать противоположные совершенным грехам добрые дела. Подробнее об этом вам может рассказать священнослужитель на исповеди.

4. Если грех привел к ущербу ближнему (сильному душевному переживанию), нужно еще перед исповедью приложить все старания, чтобы загладить этот вред (отдать украденное, помириться с обиженным и т. п.).

5. Надо постараться самому простить все обиды, совершенные против нас, тогда и Бог простит нам наши грехи.

Для тех, кто впервые приступает к исповеди или исповедуется очень редко внимательное рассмотрение своей жизни можно начать с десяти  Заповедей Божиих: 1.Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи ему. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – покоя, Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не желай чужого.

Если Вы раскаялись в этих или других грехах, которые имели место в вашей жизни (а безгрешных людей не бывает в принципе, только одни люди понимают это и стараются не грешить и каяться при падениях, а другие также грешат, но совсем не желают каяться и исправляться), то можно приступать (при соответствующей подготовке) к величайшему Таинству святого Причастия, когда под видом хлеба и вина верные вкушают Тело и Кровь Христа для очищения от грехов и наследования жизни вечной.

РАССМОТРЕНИЕ ЖИЗНИ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ

1.   Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Здесь нужно продумать такой вопрос: является ли для меня Бог главной ценностью в моей жизни. И если нет, то принести покаяние в этом. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как безбожие, гордыня, лжеучения, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах.

2. Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи ему.

Здесь нужно продумать такой вопрос: есть ли что-то или кто-то в моей жизни, кого я ставлю на место Бога и воздаю ему божеское поклонение. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как идолопоклонство, вызывание духов (спиритизм), гадание, самолюбие, самонадеянность и амбициозность.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Здесь нужно продумать такой вопрос: не относился ли я без должного уважения к Богу, не пренебрегал ли Его заповедями и известными мне церковными постановлениями. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как кощунство, пренебрежение к святыням, сквернословие, божба, нарушение обещания, данного Богу, чертыханье и прочее злоречие.

4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – покоя, Господу Богу твоему.

Здесь нужно продумать такой вопрос: посещаю ли я положенные церковные богослужения (в субботу вечером и в воскресенье утром, и в церковные праздники). Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как не необходимая работа в церковные праздники (когда вместо посещения богослужения человек занимается не срочными делами), нарушение без уважительной причины постных дней (среда и пятница в течение года).

5. Почитай отца твоего и мать твою.

Здесь нужно продумать такой вопрос: не нанес ли я своим родителям тяжелых обид или оскорблений, не перестал ли я заботиться о них по мере своих сил. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как не поминовение родителей на молитвах, ругань на священство и Церковь, не почтение к старшим и учителям.

6. Не убивай.

Здесь, помимо прямого покаяния в убийстве (если, к великому сожалению, таковое имело (имели) место) нужно продумать такой вопрос: не желал ли я кому-нибудь смерти, тяжелых страданий, страшных испытаний. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как аборты, ненависть, гнев, ярость, ругань с людьми, драки, обиды, злопамятство.

7. Не прелюбодействуй.

Здесь нужно продумать такой вопрос: не было ли у меня внебрачных половых связей (как с людьми, состоящими в браке, так и не состоящими в нем), не изменял ли я своей супруге (супругу). Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как гомосексуализм, смотрение порнографии, половые связи с несовершеннолетними людьми.

8. Не кради.

Здесь, помимо прямого покаяния в воровстве (если, к великому сожалению, таковое имело (имели) место) нужно продумать такой вопрос: не стремлюсь ли завладеть чужим имуществом, ценностями. Также полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как грабеж, мошенничество, ростовщичество.

9. Не произноси ложного свидетельства.

Здесь полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.

10. Не желай чужого.

Здесь полезно будет проверить себя на наличие таких грехов как зависть, недовольство своим положением, ропот.

РАССМОТРЕНИЕ ЖИЗНИ ПО ДЕВЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА

Заповеди, данные Богом Моисею призывают людей не совершать определенных действий. Существуют еще и новозаветные заповеди блаженства, которые озвучил Иисус Христос в Нагорной проповеди.

1-я заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2-я заповедь: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3-я заповедь: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4-я заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5-я заповедь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6-я заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7-я заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8-я заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9-я заповедь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в этих заповедях?

В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии – те.

В этой заповеди говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи – кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь:

Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь:

Узрят – увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь:

Нарекутся – назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь:

Изгнани – изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь:

Егда – когда. Поносят – ругают. Ижденут – выгонят. Рекут – скажут. Глагол – слово. Зол глагол – злое слово. Лжуще – говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда – награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Суть же всех заповедей (как ветхо- так и новозаветных) в любви к Богу и людям.

В Кафедральном соборе Христа Спасителя исповедь совершается по следующему расписанию:

РАСПИСАНИЕ
совершения Таинства исповеди

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница — Нижний храм – 8.30-09.00;

Суббота — Нижний храм – 8.30- 09.00;
Верхний храм – с 17.00;

Воскресенье — Верхний храм – 9.00-10.00 (для родителей с маленькими детьми, для больных и немощных людей).

Некоторые источники, которые могут оказать помощь при подготовке к Таинствам Покаяния (Исповеди) и Причащению Святых Христовых Тайн:

1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ
2. Василий Михайловский ПОЛНАЯ ИСПОВЕДЬ
3. Игнатий (Брянчанинов) В ПОМОЩЬ КАЮЩИМСЯ
4.  Петр (Мещеринов), игум. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ

(1740)

Комментарии (2)

  1. Виолетта говорит:

    Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, нужно ли записываться на исповедь и как это сделать, если нужно?

    • иерей Александр Топчий говорит:

      Здравствуйте, Виолетта.
      Записываться на исповедь не нужно.
      В Кафедральном соборе Христа Спасителя исповедь совершается по следующему расписанию:
      Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница — Нижний храм – 8.30-09.00;
      Суббота — Нижний храм – 8.30- 09.00;
      Верхний храм – с 17.00;
      Воскресенье — Верхний храм – 9.00-10.00 (для родителей с маленькими детьми, для больных и немощных людей).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели