14 марта 2021г., в Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим совершил Чин прощения в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда.
Архиепископ Серафим напомнил всем собравшимся в этот вечер в храме о сегодняшнем Евангельском чтении(от Матфея, глава 6, стихи 14 — 21):

«14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Архиепископ Серафим призвал присутствующих просить прощение и прощать искренне, примириться с нашими близкими, коллегами, теми с кем мы рядом и у кого по-настоящему можно и нужно испросить прощения и самим искренне простить всех наших обидчиков. И таким образом войти на поприще Великого поста.

Прощеное воскресение — это элемент особой духовной традиции, сохраненный, пожалуй, только в Православной Церкви. Если говорить кратко, то чин Прощеного воскресения выглядит так. В воскресенье перед началом Великого поста, после вечернего богослужения настоятель храма выходит на церковный амвон и, преклоняя колени, просит прощения у всех прихожан и духовенства (если в храме служат несколько священников). Настоятель просит прощения у всех прихожан за все те возможные прегрешения и обиды, которые он мог нанести окружающим людям. И после этого, в ответ на полученное прощение (люди отвечают ему: «Бог простит, честный отче, прости и нас, грешных, и помолись о нас»), он прощает и благословляет всех молящихся.

Затем священник спускается с амвона и дает всем желающим «целование мира», т.е. прихожане подходят к батюшке и просят прощения за всевозможные прегрешения против него (не перечисляя конкретных грехов), а он прощает их и в ответ просит простить и его и помолиться о нем. При этом они три раза целуют друг друга в щеку (или целуют икону, которую держит священнослужитель) и, примиренные, расстаются до следующего Великопостного богослужения. После примирения со священником прихожане также мирятся друг с другом, говоря: «Прости меня, грешного», — и в ответ на такую же просьбу со стороны другого человека отвечают: «Бог простит, прости и меня». Затем все постепенно расходятся по домам.

Вот так вкратце можно описать этот древний и очень красивый обычай. Однако в чем же его духовный смысл?

Цель нашей духовной жизни — это встреча с Господом Иисусом Христом, встреча в глубинах нашей собственной души. И Великий пост — это уникальная школа духовной жизни, школа покаяния. В течение Великого поста мы учимся бороться с нашими страстями, учимся молиться, учимся приобретать духовные добродетели.

(117)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели